?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Большинство из нас ощущает себя если не несчастными, то по крайней мере, неудовлетворенными своей жизнью. Мы ставим себе какие-то цели: быть богаче остальных, успешнее, здоровее и так далее, однако все не могут быть лучшими. Таким образом, на одного счастливого человека, добившегося своих целей в жизни, то есть успешного, приходятся сотни неудачников, за счет которых успешный человек, собственно, и живет. Однако если задать вопрос такому успешному человеку, счастлив ли он, чаще всего мы услышим ответ, что его также преследует масса проблем. Эти проблемы могут быть не такими, как у большинства, но это тоже проблемы приносящие страдания. Например, у большинства зачастую основная проблема, это утверждение в обществе, получение какого-то статуса, часто выраженного через деньги. У тех, кто добился положения и богатства, или получил их в наследство, проблемы связаны с удержанием полученного статуса и если не преумножением, то хотя бы сохранением своего богатства. Таким образом обретение статуса и богатства не убавляет количество проблем, просто меняет их форму.

Так в чем же оно, счастье? Как избежать неудовлетворенности в жизни, как избежать постоянных страданий? Об этом поговорим в данной статье.

Пожалуй, начну с хрестоматийного материала. Считается, что наиболее удачливым в поисках ответа о сути страданий, является Будда Шакьямуни, который оставил нам учение о «четырех благородных истинах». Четыре благородные истины, это одно из базовых учений буддизма, и кратко их можно представить так:

  • существует страдание,

  • существует причина страдания – желание,

  • существует прекращение страдания – состояние нирваны,

  • существует путь к прекращению страдания.

В рамках данной статьи рассмотрим подробнее первую истину, истину о страдании. Согласно буддийскому учению существует три вида страдания:

  • страдание страдания (простое),

  • страдание изменения (перемен),

  • страдание обусловленности (всепроникающее).

Первый тип страдания наиболее понятен людям, не знакомым с восточными учениями глубоко. Это, так называемое объективное страдание, наступающее вследствие естественных причин: старения и болезней, стихийных бедствий, а также страдание от невозможности получить желаемое либо необходимости защищать полученное. Более того, большинство из нас вообще не задумывается, что есть какие-либо еще виды страдания, кроме первого.

Приведем пример простого страдания. Ты долго копил деньги, работал по ночам, пожертвовал здоровьем и так далее, и наконец свершилось – купил дорогой автомобиль. Потратив какое-то количество лет страданий, наложенных на себя вполне осознанно и добровольным путем, мы получаем несколько дней счастья от обладания полученным. Еще раз укажу, что как жертва рекламы, общепризнанных общественных принципов (без этого автомобиля ты неудачник) и другой чуши, ты сам, вполне добровольно истязаешь себя годами, копя на эту вещь, которая явно не является предметом первой необходимости. Автомобилей продается много и по разной цене. Можно купить себе российский автомобиль, у него тоже есть руль, четыре колеса и все прочие атрибуты современного средства передвижения. Однако появиться на дороге в таком автомобиле сегодня считается непрестижно. И жертвы общественного мнения переплачивают в несколько раз за обладание тем же рулем и четырьмя колесами. Развитые экономики, в основу которых положены принципы излишнего потребления, нещадно эксплуатируют эту особенность человеческого характера, заключенную в желании обладать вещью, дающую кроме всего прочего «статусность». Более того, изобретен наиболее изощренный способ порабощения людей, чьи желания обладания так легко управляемы – кредитование. Суть кредита в том, что при накоплении, ты можешь просто передумать и купить вещь подешевле, чтобы не надорваться окончательно. А с кредитом ты точно купишь самый дорогой вариант, и точно должен будешь выплатить за него всю сумму, да еще и с процентами. Дороги назад уже не будет, пей чашу страданий до дна.

Итак, мы счастливы, добровольно отмучавшись, наконец обладаем статусной вещью. Интересно, а в какой момент ощущение счастья наиболее высокое в данной ситуации? В момент покупки? Я бы не сказал. Дело в том, что момент покупки статусной вещи, которая досталась нам недешево, мы испытываем повышенную нервозность. Вдруг нам продадут автомобиль с браком, а мы тут копили всю жизнь и второго шанса уже не будет. Вдруг придется что-то доплатить, а денег уже почти не осталось. И так далее. Так когда же мы наиболее счастливы после покупки статусной вещи? Счастливы мы тогда, когда видим «зеленое» несчастное лицо соседа (друга, брата и далее по списку), узревшего нашу статусную вещь. То есть на самом деле, наше счастье кроется в несчастье других. И наше ощущение эйфории от покупки, в данном случае, закончится, когда закончатся все соседи (братья, сватья и далее по списку), у которых такой вещи нет. Принцип счастья на несчастье других очень глубок и является одним из фундаментальных принципов построения нашего «кривого» общества наряду с принципом неуемного потребления, то есть неутолимого желания. Именно этот принцип заложен в получении состояния счастья от карьерного роста. «Зеленые» лица бывших сослуживцев в офисе каждый день будут напоминать тебе, что ты молодец, а они неудачники. Чувство эйфории в данном случае будет не затухать более длительный период времени, чем при покупке статусной вещи.

Получается, что получив большую порцию страданий, и заплатив таким образом за какое-то благо, мы получаем ощущение счастья совсем ненадолго. Потом кто-то покупает автомобиль лучше, чем у тебя, либо у него жена краше, зарплата больше и далее по списку. Таким образом, чтобы мы не делали, мы все равно не станем счастливыми, замкнутый круг.
Snakes_tattoo_308

Я еще не упоминал про, так называемые, объективные причины страданий, то есть слабо зависящие от самого страдающего индивидуума. Например, стихийные бедствия, болезни, старение, войны и так далее, которые приносят немалую порцию страдания в нашу и без того несчастную жизнь. Но не будем сосредотачиваться на жалении себя и пойдем в нашем исследовании дальше.

Страдание изменения заключается в том, что нет ничего постоянного. Мы проводим свою жизнь в планировании, тратим свое настоящее в угоду будущему. Убиваем сегодня во имя мира завтра. Однако иногда хотелось бы, получить немного постоянства. «Чтоб ты жил во время перемен!» - гласит известное японское проклятие. Я указал ранее, что счастье недолговечно. Снижение уровня эйфории от достижения желаемого со временем начинает приносить новое страдание. Предвкушение нового страдания и предстоящего уменьшения счастья уже само по себе начинает приносить страдание, сея беспокойство. Не так приятен праздник, как его ожидание. Нет так ужасен ад, как его предвкушение.

Описывая первый тип страдания, я указывал на фактор присутствия времени. Но не физического, а психологического времени, то есть зависимости нашего мировосприятия от нашего прошлого и ожидаемых событий в будущем. Прошлое мы постоянно тянем за собой, вспоминая и отмаливая свои грехи и промахи. Чтобы уйти от прошлого мы сосредотачиваемся на будущем, строя бесконечные планы. Данные планы либо не сбываются, либо сбываются не полностью, либо сбываются, но не приносят должного удовлетворения. Мы продолжаем страдать.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. [Мф.6:34]

Страдание изменения, это кульминация нашей зависимости от психологического времени. Представь себе, что бы выиграл в лотерею миллион долларов. Час, два ты будешь совершенно счастлив. Опять начнешь строить планы, что ты купишь себе, куда поедешь, как приумножишь эти деньги и так далее. Однако реальность обрушивается на тебя всей своей тяжестью. Сначала крупная часть выигрыша уходит на налоги, потом часть на раздачу долгов и кредитов, еще часть уходит на помощь больному родственнику (что конечно хорошо, но ты же этого не планировал) и тому подобное. То есть с получением денег растет и беспокойство, и вот уже миллион долларов кончился, а планы на него даже еще не начали сбываться. Опять страдаем. Такой тип страдания связан с принципом работы нашего ума, постоянно забывающего о настоящем моменте, и строящего планы на будущее.

Если бы сегодня все твои проблемы или видимые причины страдания и недовольства были магическим образом устранены, но при этом ты не стал бы более осознанным, не стал бы более присутствующим в моменте, то вскоре обнаружил бы себя с тем же набором проблем или поводов для страдания, которые следуют за тобой как тень, куда бы ты ни шел. В конечном счете, все сводится только к одной проблеме — к самому уму, закованному в кандалы времени. [Экхарт Толле, Сила момента Сейчас]

Страдание изменения несколько сложнее понять, чем более простой первый тип страдания. Так как для понимания первого типа страдания достаточно владеть базовыми законами логического мышления. У каждого из нас найдется масса примеров из жизни, подходящих под данный тип страдания. Для постижения второго типа страдания, а без постижения невозможно и избавление от него, требуется намного больше. Требуется выйти за рамки нашего повседневного, привязанного к психологическому времени, мышления и взглянуть на проблему со стороны. Сейчас я бы рекомендовал не читать далее, а сделать паузу минут на 10, чтобы обдумать вышеизложенное. Примерить это на себя. Попытаться понять, в какой степени это относится к тебе. Не следует при этом сразу пытаться оппонировать, так как автор все равно тебя не услышит. Критика, это наше первая реакция самозащиты, и это вполне нормально. Беда в том, что за пределы критики не каждый может выйти, для этого требуется серьезное усилие. И время.

10 минут прошли? Поехали дальше.

Страдание обусловленности, это самый сложный для понимания, но корневой тип страдания. Без страдания обусловленности не было бы страдания изменения, без которого, в свою очередь, не было бы простого страдания. Если источником простого страдания можно назвать обстоятельства, то есть жизненную ситуацию, то источником страдания перемен является ощущение непостоянства или ощущение психологического времени. Жизненная ситуация, однако, это зависимая от психологического времени вещь, так как воспринимается нам через наше прошлое, то есть накопленный опыт, и наши планы на будущее. Таким образом понятие психологического времени связывает два первых типа страдания. Страдание обусловленности, это выражение нашего мировосприятия, то есть нашей психологии, обусловленности нашего мышления. Именно данный факт связывает этот тип страдания со страданием перемен.
Что же такое обусловленность нашего мышления? Это то, как мы воспринимаем события. Одно и то же событие разные люди могут воспринимать по-разному, то есть могут выносить разные суждения.

События ничего не означают, они значат только внутри нас. Мы создаем смысл событий. Смысле есть и всегда был искусственным. Мы делаем это. [Карл Юнг, Красная книга]

В каком-то смысле нас самих тянет к получению страдания, более того, зачастую мы возводим это в норму. Мы считаем нормой бесконечно жаловаться на трудности жизни и это занимает существенную долю нашего общения друг с другом. Приведу лишь несколько высказываний на тему страданий:

  • Страдать – это первое, чему должен научиться ребенок, это то, что ему нужнее всего будет знать. Кто дышит, и кто мыслит, тот должен плакать. [Жан-Жак Руссо]

  • Движение человека всегда вынужденные, потому что наш эгоизм стремится к состоянию покоя. Для того, чтобы человек двигался, существуют две силы, которые понимает наш эгоизм: наслаждение (тянет вперед) и страдание (толкает сзади). [Михаэль Лайтман, ученый-каббалист]

  • Если хочешь быть счастливым - сначала научись страдать. [Иван Тургенев]

  • Страдание может стать путем к великой любви и великому милосердию. [Мать Тереза]

Таким образом, мы просто смиряемся с тем, чего не можем избежать. Сегодня плохо, но я это переживу, завтра будет лучше. Завтра наступит лето, мне повысят зарплату, вырастет урожай и так далее. Все завтра. Наступает это «завтра», а планы наши на улучшение жизни не сбылись. Подождем послезавтра, смиримся, потерпим.

Определенный плюс есть в этом подходе, так как совершенно объективно сегодня нам живется комфортнее, чем лет сто назад. И уже никто не думает, что мы каждый день пользуемся плодами науки, достигнутыми путем титанических жертв. Кто сейчас помнит имена замученных узников концлагерей, на которых проверялись лекарства, широко используемые нами сегодня? Они положили свое «завтра» на наш алтарь, своего «завтра» они так и не дождались. Стоило оно того?

А между тем, на кадрах хроники голые туземцы улыбаются гораздо чаще, чем сегодняшний цивилизованный европеец. Получается, что счастье не в комфорте, счастье в чем-то другом. Комфорт – это очень приятная штука, и я бы сам не отказался сегодня от стиральной машины, или таблетки аспирина, когда болит голова. Но мне совершенно точно понятно, что стиральная машина самой последней модели не подарит мне счастье, она просто снимет с меня часть страданий, а освободившееся место я тут же займу другими проблемами. И поток проблем и страданий не иссякает. Новая массовая болезнь прошлого и этого веков – депрессия, источником которой как раз и является разочарование в жизни.

Так что же, счастья не будет? Нам нечего ждать?

Ждать нам действительно нечего. Счастья завтра действительно не будет. Если у тебя его нет сегодня, то и завтра оно не появится. Ты вполне счастлив здесь и сейчас. Именно в этот момент. Потому как других моментов не существует. Не существует ничего за пределами текущего момента. Не существует психологического времени, это порождение нашего ума, основа суждений. Наше прошлое, это наша память. За ее пределами прошлого нет. Нас на самом деле расстраивают только те ошибки, которые мы помним сами, ошибки наших дедов сегодня уже никого кроме историков не волнуют. С течением времени наш ум постоянно накапливает информацию, приобретает знания и опыт. Далее все свои действия мы соизмеряем с нашим опытом, и выполняем что-либо оценивая будущие результаты на основе нашего опыта, памяти. Не замечали, как часто улыбаются дети, как у них могут происходить мгновенные перемены настроения от хорошего к плохому и наоборот? Это происходит потому, что они себя не сдерживают, на них еще нет пут общественной морали. Часто в бедных семьях дети копаются в грязи целыми днями и не могут позволить себе самых простых игрушек. Но при этом они улыбаются. Их улыбка открыта и правдива. У них еще на накоплена память, в школе им еще не давали общественные устои и нормы поведения, то есть чужой опыт и накопленные предрассудки. Они открыты и чисты.
Africa2b
Дети Африки. Фото с сайта blessthechildreninc.org

Со временем груз проблем, накапливаемый в памяти начинает на нас давить. Нередко можно заметить, что старые люди живут одними воспоминаниями. Если они не впадают в старческий маразм, то улыбаются как правило очень редко.

Image 4
Дом престарелых с. Хормалы Ибресинского района. Фото с сайта alat-eparhia.ru


Таким образом, мир таков, каким мы его видим сами. И если мы воспринимаем его через призму суждений, основанных на предыдущем опыте, памяти прошлых ошибок, то с каждым новым мгновением мир для нас будет темней и угрюмее. Аналогичными красками наших отрицательных суждений окрашивается мир, если мы смотрим в будущее, не сосредотачиваясь на настоящем моменте. Мы постоянно не удовлетворены настоящим в пику светлому будущему. Такой подход дает дополнительный запас заранее заготовленных отрицательных эмоций.

Так что мы сами кузнецы своего несчастья и никто кроме нас. Однако даже глубинное понимание данного факта не сделает нас оптимистами. Так с чего же начать?

В статье «Как устроен мир?» я указывал следующую взаимосвязь: воля – энергия – материя. То есть все что происходит вокруг нас полностью зависит от нас самих с двух точек зрения. Во-первых, наши мысли, как источник воли, могут иметь мощнейшее воздействие на окружающий нас мир. При этом следует понимать, что влияние индивидуума конечно ниже, чем влияние коллективного бессознательного. Индивидуум – это бесконечно малая точка на теле мироздания, существующая бесконечно малое время. Это океанская волна, секунду она пенится и бушует, через секунду ее нет. Воля коллективного бессознательного (мировой души, Атмана, Бога и еще миллиона имен, выбери ближайшее себе) гораздо сильнее воли индивидуума, но может быть выражена через него. Во-вторых, само понятие объективного мира не совсем верное. Мир именно таков, каким мы его воспринимаем. Наше восприятие, суждение, оценка, выраженное через мысль является источником воли. Однако наш подход в оценке мира, основанный на субъективном суждении, как методе работы нашего ума, не дает возможности увидеть результат выражения воли объективно.

Процесс мысли базируется на знаниях. Знания - память - мысль – энергия. Без опыта нет знания. Опыт всегда ограничен, потому что вы прибавляете к нему все больше и больше. Поэтому знания ограничены, память ограничена, и поэтому мысль ограничена. [Джидду Кришнамурти]

Не существует понятия «хорошо» или «плохо», события такие, какие они есть, оценку «хорошо» или «плохо» мы даем сами. Поэтому не существует понятия справедливости, так как у каждого справедливость своя. Один дает положительную характеристику событию и ощущает от этого наполнение себя положительными эмоциями. Другой даст тому же событию отрицательную оценку и получит соответственно порцию страдания.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. [Мф. 7:1-2]

Счастье и страдание – антагонисты, которые не могут существовать друг без друга. Если хочешь ощущать счастье, и делать это постоянно, то рано или поздно чувства притупятся и ощущение счастья тебя все равно покинет. Ощутить счастье можно только сравнив свое нынешнее состояние с состоянием, когда ощущалось несчастье, неудовлетворенность. Именно поэтому счастье, это такой же продукт нашего опыта, как и страдания. Ты не сможешь оценить насколько высоко забрался, пока не упадешь оттуда.

Таким образом получается, что попытка увеличить количество счастья в нашей жизни сама по себе приводит к страданиям. Эта попытка есть выражение желания, то есть главной причины страдания. На самом деле это не так плохо, так как желание, это направленный мыслительный поток, источник воли. Нет воли, нет источника энергии, нет ничего.

Я указывал ранее, что условно существует два жизненных принципа:

  • делание (активность, творение) –  ощущение желания что-либо сделать и действия по удовлетворению данного желания,

  • неделание (покой, медитация) – отсутствие желаний, выраженное через остановку работы нашего ума, как генератора мыслительных процессов, источника воли.

В первом случае мы либо удовлетворены результатом нашей активности, то есть счастливы, либо не удовлетворены – несчастны. Во втором случае мы не испытываем нужды что-либо делать, мы не анализируем результаты нашей прошлой активности, то есть не накапливаем память прошлых ошибок, не двигаемся к какой-либо цели и не строим планы на будущее. Оба метода одинаково хороши, так как нет ничего хорошего или плохого. Но следует приготовиться к тому, что первый метод будет приносить нам страдания. Мы можем быть в какой-то степени к ним готовыми и уменьшить их негативное воздействие на свое моральное состояние, путем изменения своего отношения к ним. Однако избежать страданий полностью не только не удастся, но и не имеет смысла. Страдания, это накапливаемый нами опыт, который позволяет ощущать счастье путем сравнения. Вчера мне было плохо, а сегодня мне хорошо. Однако если ощущается усталость от страданий, то ничего не мешает остановиться на необходимое время и погрузиться в состояние покоя. В данном состоянии полностью отсутствует психологическое время, нет целей, которые следует достигнуть, нет прошлого, от которого нужно убегать. Такое состояние покоя, это другой принцип ощущения счастья, не основанный на сравнении и вообще каких-либо суждениях.

Отсутствие попытки придать каким-либо событиям эмоциональную окраску заранее уберегает нас от возможных разочарований и приближает к понятию источника возникновения данных событий. Понимание источника, например, скрытых мотивов того или иного индивидуума, позволит нам избежать конфликтных ситуаций не только в общении, но и внутри самих себя. А действительное понимание наступит только тогда, когда мы перестанем оценивать на базе своих концепций и приобретенного опыта. Только в этом случае мы сможем увидеть события такими, каике они есть на самом деле. Событий не возникают в результате наших суждений, суждения возникают в результате нашей оценки этих событий. Не следует пытаться превратить себя из пессимиста в оптимиста, это путь в никуда. Следует перестать вообще быть пессимистом или оптимистом, в этом и есть ключ к моральному удовлетворению и покою.

Стакан наполовину заполнен водой, и твои суждения по данному поводу никак не повлияют на уровень воды в данном стакане. Двигаясь по первому жизненному принципу ты можешь сравнить, хватит ли тебе воды в стакане, чтобы реализовать какую-либо цель. С этой точки зрения ты можешь оценить количество воды в стакане с положительной или отрицательной точки зрения. Но не следует применять здесь эмоциональную окраску. Положительный или отрицательный окрас события с точки зрения соответствия воды в стакане какой-либо цели, даст импульс для изменения количества воды, не более того. Не существует «хорошо» или «плохо», есть «соответствует поставленной задаче или нет». Если в стакане воды не хватает, то выражением воли будет долить воды в стакан. И все. Именно поэтому уход в состояние покоя для ощущения счастья вовсе не обязателен. Счастье можно ощущать и в состоянии активности, не было бы этого состояния, не было бы ничего. Просто в состоянии активности, то есть в состоянии, в котором находится большинство из нас, следует изменить свое мироотношение к вещам и событиям. Это намного проще, чем пытаться переделать свой характер и превращаться из пессимиста в оптимиста.
Image 6
Стакан. Фотография Randy Faris.
Состояние покоя, медитации, отличается тем, что позволяет в полной мере насладиться существующим положением, без необходимости вносить в него какие-либо изменения. Если у тебя нет целей, то нет источника суждения о количестве воды в стакане, и можно просто любоваться на преломление солнечных лучей в нем. Нет суждения, нет оценки, нет попытки найти соответствия каким-либо целям, есть только безмолвное наблюдение в состоянии полной внутренней тишины.

В полной мере используй чувства. Будь там, где ты есть. Смотри вокруг. Просто смотри, не интерпретируй. Любуйся светом, формами, цветом, текстурой. Осознавай безмолвное присутствие каждой вещи. Сознавай пространство, позволяющее всему этому быть. [Экхарт Толле, Сила момента Сейчас]

Комментарии

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
5509850
21 сент, 2015 08:42 (UTC)
Отлично сказано.
Очень полезно и интересно рассказано о Буддизме. Но всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Однажды я совсем наожиданно для себя увидел фильм 1993 года от реж. Бернардо Бертолуччи с Киану Ривзом в главной роли - "Маленький Будда". Снятая сцена медитации Будды под деревом и его разговор с демоном Марой [смертью] стал доступной и наглядной иллюстрацией основ буддизма.
И второй фильм 1992 - "Baraka" - очень наглядные иллюстрации всего сказанного, но это преподносится без слов, просто бесподобная картина мира нашими глазами.
p.s. Это просто нужно видеть. И желательно смотреть неспеша, понемногу и полностью осознанно, используя второе внимание.
freebreath_ru
18 июн, 2016 11:31 (UTC)
Re: Отлично сказано.
Тут в продолжение темы есть серия статей в блоге о Контактах с потусторонним с диалогом обо всем, смысле жизни, нашем месте в ней, и прочее.
Будет интересно, заходите почитать.

http://freebreath-ru.livejournal.com/11768.html
momoti_clan
18 дек, 2016 18:55 (UTC)
Есть один маленький нюанс. Если мы немного изменим гормональный фон в вашем организме, то вы физически будет неспособны испытывать счастье и радость жизни. И наоборот - почему дети спонтанно улыбаются? Да потому что их ПРЁТ, ПРЁТ так, как нам с вами ни с каких ВЕЩЕСТВ уже не протащиться - гормональная система, новенькая с иголочки, обеспечивает с избытком серотонином и проч.
И ещё - наблюдение не значит любование. Разве разведчик, наблюдающий за врагом, любуется?
Нет.
freebreath_ru
19 дек, 2016 06:11 (UTC)
Как то вы все к гормонам свели. Если бы все было так просто, то люди бы научились колоть себе сыворотку счастья и вопрос был бы закрыт. Но почему-то так не происходит.

Наблюдение разведчика за врагом, это не принцип "неделания", это конкретная работа и у нее есть цель: собрать как можно больше информации о враге. В статье говорится о принципе "неделания" и бесцельного наблюдения.
momoti_clan
20 дек, 2016 04:31 (UTC)
Почему же? Именно так и происходит. Люди и колют себе разные такие сыворотки - ну, или пьют, или курят и т.д..... Набор психоактивных и наркотических веществ в природе и в цивилизации велик и разнообразен...
Другое дело, что есть побочные эффекты, наука пока несовершенна и не изобрела безвредное средство для счастья.... За всё в этой жизни нужно платить. В т.ч. и за счастье. И плата - страдание.
Я в курсе насчёт принципа "неделания". И насчёт позиции "наблюдателя". Не совсем правда, понимаю, как это связано с счастьем. Я лично считаю счастью иллюзией. Вроде морковки, привязанной перед мордой осла, запряжённого в повозку.
freebreath_ru
22 дек, 2016 05:54 (UTC)
Странно это слышать от человека, которому нравится "Бардо Тёдол" :)
Про гормоны и их связующую роль между нашими эмоциями и состоянием физического тела на примере эмоции страха была подробная статья. http://freebreath-ru.livejournal.com/19856.html

Но я согласен вполне, что погоня за счастьем пагубна. Об этом в общем то и статья.
momoti_clan
22 дек, 2016 07:50 (UTC)
Не вижу никакого противоречия. Было бы странно, если бы я, наоборот, отрицал роль гормонов в психическом состоянии человека - уж слишком она очевидна. Однако, помимо гормонов, есть и так называемые архетипы психики (если вы знакомы с работами К.-Г.Юнга). И вот тут как раз "Бардо Тёдол" очень созвучна с теорией Юнга.
Вполне возможно, что есть и другие факторы, влияющие на сознание, о которых мы сейчас не знаем.
Мне представляется интересной гипотеза о том, что сознание/ум/психика - называйте как хотите - человека кроется не в мозгу, и вообще не в химии тела, а в физических полевых структурах - не секрет ведь, что любое живое тело излучает физические поля - магнитное, электрическое и т.д. Более того, такие поля излучает каждая живая клетка. И уж разумеется, эти поля взаимодействуют с полями внешними - в т.ч. неведомым образом.
Другая, ещё более дикая, а потому симпатичная гипотеза - что человек является 4-хмерным существом, временно помещённым в 3-хмерное пространство. И весь цикл человеческой жизни - от утробы до могилы - является 3-мерной проекцией прохождения 4-хмерного тела через 3-хмерное пространство.
4-е пространственное измерение в 3-хмерном пространстве же предстаёт в виде времени, временного измерения.
И именно об этом идёт речь в "Апокалипсисе":
"И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клял­ся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что време­ни уже не будет;" (Откр. 10:5-6).
Т.е. произойдёт переход в пространство с большим количеством измерений...

Прошу прощения, если нагрузил - мало с кем удаётся побеседовать на такие темы...

Что касается счастья, очень хорошо сказано у Пелевина в Batman Apollo: человек не может быть счастливее своего тела. А оно занято тем, что медленно умирает. Поэтому человек в принципе не приспособлен для счастья, а приспособлен именно для страдания. Но уникальное человеческое ноу-хау заключается в том, что он может быть гораздо несчастнее своего тела... ;) И вот с этим можно работать, да....
freebreath_ru
22 дек, 2016 09:03 (UTC)
В блоге кроме статей, была опубликована книга из 12 сеансов разговора о тех темах, что Вы здесь подняли. И про размерность пространства, и про сознание, смерть и душу, и прочих смежных вещах. Если интересна, вот ссылка на начало: http://freebreath-ru.livejournal.com/11768.html.

Ввиду большого объема информации в затронутых темах, в комментариях об этом долго и неудобно писать. Единственное, замечу, что совершенно не согласен с утверждением, что человек не может быть счастливее своего тела. Хотя бы потому, что человек - это не тело.
momoti_clan
22 дек, 2016 17:40 (UTC)
Человек - не тело? Ок. А что такое тогда человек? И что он без своего тела? Вот в чём вопрос.
Я неспроста упоминал про гормоны и прочие вещества, меняющие эмоциональный фон и проч. состояния сознания. Это тело, его влияние, и никак это не обойти. Никакая психотерапия и медитация не поможет вам, если у вас пониженный уровень серотонина в крови, понимаете? Или вы знаете, как повысить уровень серотонина волевым усилием? Тогда вы сверхчеловек... А есть ещё теория Чижевского о влиянии солнечной активности на психику человека - как это можно контролировать?
Далее. Даже у здорового человека постоянно что-нибудь болит. Это на самом деле так, мы просто привыкли к этому и не обращаем внимания - боли, различные неприятные ощущения в теле - постоянны. Но это действует и помимо внимания... Можно ли обрести счастье или хотя бы покой на фоне физического страдания? Я в этом очень сомневаюсь...
Далее. Человека создаёт общество - без общества человек в принципе не может стать человеком, ему необходимо для этого общение с себе подобными. А как общество при этом мучает его, прививает ему различные психологические комплексы, фрустрации, условности, которые становятся вечными спутниками его жизни? Разве это не повод к страданию?
Куда ни кинь - всюду клин... Само бытие предполагает страдание...
freebreath_ru
24 дек, 2016 12:03 (UTC)
Фатализм в каждом слове. То серотонин виноват, то солнце, то общество. И вообще мы обречены быть несчастными, потому что тело наше болит. :)

Тот, кто не хочет прилагать усилий, ищет оправданий.
momoti_clan
25 дек, 2016 06:52 (UTC)
О каких усилиях речь? Для начала нужно принять свою судьбу - осознанно и со всем мужеством, на которое способен. Ты будешь всю жизнь страдать и потом ты умрёшь - вот единственная правда.
И да - причин для страдания более, чем достаточно - и состояние тела, и влияние окружающей среды, и влияние общества. И с этим ничего не поделаешь.
Значит, единственное, что можно сделать - это освободиться от иллюзий, осознать, что морковки, привязанной перед мордой осла, запряжённого в повозку, не существует, она недостижима. Реальна только повозка и обязанность её тащить.
Это первый шаг к истинному освобождению, на мой взгляд.
g_a_y_a
28 сент, 2018 22:28 (UTC)

А я полагаю, что счастье - это тоже страдание, потому что оно обусловлено. Т.е. не имеет собственного бытия, а зависит от причин. Я бы использовал термин блаженство для выражения постоянного состояния, не зависящего от причин и следствий. С автором-фаталистом не согласен. Ибо он противоречит Будде, который на собственном опыте доказал 4 благородные истины, и психотропы - это страдание, т.к. зависимость, обусловленность. Не нужно быть сверхчеловеком, чтобы управлять своей химией. Нужна воля и тренировки. Опыт йогинов это вполне доказывает. Но истинные йогины не практикуют ради сидхов, они им достаются бонусом. Если углубляться, то основой страданий будет неведение, которое создает производные яды ума на основе привязанности или избегания, такие как гордыня, алчность, хитрость и т.д. А вообще, статья огонь. Еще раз порадовался нашему знакомству. Завтра более внимательно разберу ее по косточкам. Ну и автора пощекочу из прошлого. ;)

freebreath_ru
30 сент, 2018 16:11 (UTC)
В дополнение к этой статье в 2017 году аудиолекция выходила:
https://freebreath-ru.livejournal.com/26254.html
g_a_y_a
2 окт, 2018 08:46 (UTC)

Дополню свои же слова. Цитата: «Однако если ощущается усталость от страданий, то ничего не мешает остановиться на необходимое время и погрузиться в состояние покоя. В данном состоянии полностью отсутствует психологическое время, нет целей, которые следует достигнуть, нет прошлого, от которого нужно убегать. Такое состояние покоя, это другой принцип ощущения счастья, не основанный на сравнении и вообще каких-либо суждениях.» Предлагаю заменить «другой принцип ощущения счастья» на «состояние блаженства».

( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Возьми почитать книгу


Аудиолекции
Аудиоблог. Послушать лекции.


Перевод книги Уолтера Рассела Таинство Света
Перевод книги Уолтера Рассела Таинство Света


 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel