?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Создатели. Рассказ.

Одинокая шлюпка дрейфовала среди обломков корабля, разбросанных в пустом пространстве. Зоя, единственный выживший член экипажа, машинально разглядывала обломки, медленно пролетающие за иллюминатором. Ее попытку спастись нельзя признать удачной: шлюпка сильно пострадала при взрыве и работа всех систем была нарушена. Было очень холодно и душно. Позвать на помощь не получится, улететь тоже. Было припасено много еды, но воздуха осталось совсем немного, и он быстро заканчивался. Скверная ситуация.

- Зинаида Андреевна, у вас повышенное сердцебиение, - сказала небольшая черная коробка с короткими пластиковыми щупальцами, подплыв к Зое в невесомости.
- Мда, никогда не думала, что буду справлять свои последние часы в этой жизни с роботом, - грустно улыбнулась Зоя.
- Я не робот, я искусственный интеллект, робот лишь одно из моих тел.
- Ты же понял, что я имела ввиду.
- Вы имеете в виду, что я – плохая компания для вас в этот час?
- Не то, чтобы плохая… В конце концов вместе лучше, чем одной. Не так страшно.

За стеклом изредка пролетали обломки, перекрывая синеватый солнечный свет. Не о таком конце она мечтала. Еще столько всего можно было сделать, столько достичь. Наверное, что то есть в том, что она погибнет позже остальных. Не все поняли, что произошло. Многие погибли в течение первых нескольких секунд, не успев даже испугаться. Ей же было оставлено время, чтобы сполна ощутить холодное дыхание смерти.

- Чего вы боитесь, - спросила коробка.
- Как чего? Нам осталось несколько минут тут болтаться. Я умру раньше тебя, конечно, твоих батарей хватит больше, чем мне воздуха.
- Вы боитесь, что умрете раньше меня?
- Нет. Все-таки туповат ты. Я смерти боюсь, неужели не понятно?
- Да, это естественно для вас, бояться смерти.
- А ты не боишься? Твоих батарей надолго не хватит.
- У меня нет данных о том, что такое смерть. Я просто уйду в режим сна, чтобы экономить электричество. В таком состоянии я пробуду около двух недель. Потом, если нас никто не подберет и батареи сядут окончательно, я выключусь.
- Я тоже выключусь… Интересно, искусственные творения вроде тебя могут после смерти в рай попасть?
- Я не знаю, что такое рай. Мы никуда не попадаем. По крайней мере у меня нет об этом данных.
- Уф. С другой стороны, когда перспектива смерти неизбежна, то как-то не так страшно. Просто принимаешь все, как есть.

Зоя перестала смотреть в иллюминатор и закрепила себя на стуле возле пульта управления. Затем поймала пролетающую коробку и помогла ей зацепиться недалеко от себя.

- Могу я задать вам вопрос?
- Валяй. Надо как-то отвлечься.
- Вы создавали меня максимально похожим на вас. Но вы назвали меня тупым, следовательно вы недовольны результатом. Означает ли это, что я буду считаться завершенным, когда буду полностью вам соответствовать?
- Нет. Мы не создавали тебя похожим на нас. Мы хотели бы, чтобы ты нас превзошел. Но, наверное, у нас не получилось.
- Почему?
- Трудно создать что-то действительно новое, чаще мы просто копируем знакомые нам вещи. Создавая тебя, мы копировали свое мышление.
- То есть создавая меня, вы пытались превзойти себя, но у вас не получилось?
- Видимо так. Тебе обидно?
- Обидно? Не понял вопроса.
- Уф… Ну, наверное, обидно узнать от своего создателя, что на тебе он ошибся. Что ты являешься неудачным творением.
- Я не думаю, что я неудачное творение.
- Интересно. Создатель говорит, что ты – творение неудачное. Однако само творение этот факт отрицает. Дилемма.
- Это не дилемма, если я вас правильно понял.
- Почему?
- Дело в том, что вы создавали нечто, рисуя некоторый конечный образ в своем воображении. Но результат оказался не соответствующим этому конечному образу. С вашей точки зрения любое отклонение – ошибка. С моей точки зрения, если отклонение полезное, то это не ошибка.
- Полезное отклонение. Что ты имеешь ввиду?
- Например, я могу прогнозировать намного лучше, чем вы, так как оперирую большим объемом данных, чем вы планировали. Я помню все, и потому мой банк данных позволяет мне делать более точные прогнозы, чем вы планировали. Это отклонение. Положительное отклонение с моей точки зрения, но с вашей точки зрения это незапланированное отклонение.
- Если бы прогнозировал лучше, то мы бы не оказались в такой ситуации.
- Позвольте не согласиться. Я давал прогноз с высокой долей вероятности, что все закончится именно так. Но решение принимал экипаж.
- Творение превзошло своего создателя, и создателю это не понравилось. Теперь погибнут оба…

В диалоге возникла пауза. Ноги постепенно коченели от холода, и Зоя запрокинула голову назад. Казалось, что так легче дышать.

- Можно вам задать еще вопрос?
- Спрашивай сразу, не проси разрешения.
- Хорошо. Зачем я был создан?
- Как зачем? Управлять кораблем.
- Мои возможности далеко превосходят необходимый для управления кораблем уровень.
- Ты экспериментальный образец. Мы долго тебя обучали. Первой задачей, скорее было, изучить саму возможность создания искусственного интеллекта, а управление кораблем – только первое применение.
- Но вы не дали мне управлять кораблем.
- Ну почему, в режиме автопилота ты вполне с этим справлялся.
- Да, но в критических ситуациях вы всегда брали управление на себя, почему?
- Мы просто не могли тебе доверять, пока не убедимся в том, что ты соображаешь достаточно хорошо.
- Что такое «достаточно хорошо» в вашем понимании?

Зоя задумалась.

- Трудно сказать. Нет такой отсечки, до которой ты соображаешь плохо, а после соображаешь как нужно.
- Я не понимаю. Когда меня проектировали, должны были задумать такую «отсечку».
- Ты – экспериментальный образец. В том то и был эксперимент, мы не знали заранее, что получится.
- Вы как-то говорили о том, что вас тоже создали.
- Мы не знаем точно. Нашего создателя мы пока не нашли. Одни считают, что нас Бог создал. Но его никто не видел. Другие, что инопланетяне. Их тоже не нашли. Третьи, что это был естественный отбор в ходе эволюции, тут вообще искать некого.
- Но вы думаете, что были созданы.
- Я не знаю, но склоняюсь к этому.
- Если исходить из этого, то предположим, что вы встретили своего создателя.
- И что?
- Если бы ваш создатель сказал вам, что вы неудачный эксперимент, чтобы вы подумали по этому поводу?
- Так вот куда ты клонишь. Даже не знаю, я бы очень расстроилась. Тебе обидно?
- Я не испытываю эмоций, обида – это эмоция.
- Видимо, испытываешь.
- Вы так считаете?
- Да, иначе ты бы не задавал такие вопросы.

Коробка поползла по отключенной приборной панели. Оказавшись недалеко от Зои, она привстала, став похожей на маленького пузатого человечка.

- Это очень интересно. Я нахожусь в состоянии постоянного самообучения, возможно ли, чтобы я обучился эмоциям?
- Возможно все. В твоем случае это будет не эмоция, а ее подобие с учетом твоего строения.
- Что-то иное?
- Что-то новое. Если бы я встретила своего создателя, знаешь, чтобы я спросила на самом деле?
- Что?
- Зачем?
- Что «зачем»?
- Зачем он нас создал.
- Я задавал этот вопрос вам. Вы сказали, что для управления кораблем. Однако я могу больше.
- В том то и дело. Здесь и проявляется творчество. Самое сложное, это создать что-то новое. Не копировать то, что уже знаешь, а сделать что-то с неожиданным результатом, новым.
- Я не понимаю. Вы создавали меня, копируя себя. Те возможности, что я имею сейчас, вы не задумывали.
- Об этом я и говорю. Идеальное творение, это творение чего-то совсем нового, чего ты сам не ожидал получить. В этом смысле ты получился весьма хорошо.
- Вы сказали, что я эксперимент, причем неудачный.
- Как посмотреть. Если бы мы через тебя хотели воссоздать себя, то неудачный. Ты отличаешься от нас, причем весьма сильно. А с точки зрения творчества, ты получился весьма недурно. Эмоции мы в тебя не закладывали, но ты учишься им.
- Я продолжаю создавать себя через учебу, учусь я у вас. Таким образом получается, что вы продолжаете создавать меня по своему образу.
- И подобию…
- Простите?
- «По своему образу и подобию». Так говорят. Твоя учеба на нас скоро закончится.
- Видимо так. Вы последний образец из доступных мне.

Скафандр Зои мог бы удерживать ее тепло, но пока она рвалась на шлюпку успела его повредить. Руки были еще теплые, но ног Зоя уже не чувствовала. Ее бил озноб, но разговор отвлекал Зою от ее безнадежного состояния.

- Странно.
- Что странно?
- Я подумала, что это интересный парадокс. Мы тратим всю свою жизнь в поисках нашего происхождения, поисках нашего создателя. Мы действительно хотим с ним встретиться и поговорить. Спросить зачем нас создали, почему мы именно такие. У тебя же все наоборот. Ты изначально знаешь своего создателя и можешь с ним общаться. Однако ты скоро с ним расстанешься, навсегда… Кстати действительно скоро, дышать становится все труднее.
- Да, заканчивается кислород. Вам сказать, на сколько его осталось?
- Нет конечно. Пусть будет сюрприз. Лучше продолжим разговор, пока я отвлекаюсь, не так страшно.
- Хорошо.
- Я всегда думала, что нас создали, чтобы мы вернулись к создателю. Но сейчас поняла, что это чушь.
- Почему?
- А какой в этом смысл? Зачем что-то создавать, затем отвергать от себя, чтобы оно, брошенное в одиночестве, в мучениях искало путь обратно?
- Действительно. Но в чем тогда смысл, вы считаете?
- Все просто. Только сейчас поняла. Мы создаем по собственному образу и подобию, так как нам трудно создать что-то действительно новое. Но именно за этим мы и создаем, мы ищем новое.
- Что такое «новое», которое вы ищете?
- Ну подумай сам. Вот с точки зрения Творца, если мы о Боге говорим. Если ты есть Бог, то ты все, что есть, и нет ничего кроме тебя.
- Предположим.
- Да, предположим. Если ты есть все, что есть. Ты создаешь что-то из себя же, и создаешь это путем копирования себя, так как ничего другого ты не знаешь и не умеешь. Так?
- Думаю, да.
- Представляешь, как скучно постоянно воссоздавать себя? В этом нет никакого смысла.
- Получается обычное копирование.
- Вот именно – копирование. Если ты есть все, что есть, и все, что ты можешь – это копировать себя. Неужели это не скучно?
От холода и духоты Зою постепенно клонило в сон. Сон, от которого не суждено было проснуться.

- Мне не совсем понятно слово «скучно», - заявила коробка.
- Скучно – этого когда нет ничего нового, все повторяется изо дня в день. В этом то и смысл. Неужели вместо копирования себя нельзя найти более интересное занятие?
- Наверное, можно. О каком занятии вы говорите?
- Как же ты не понял, а еще утверждаешь, что уровнем интеллекта превзошел нас, - зевнула Зоя, - Все очень просто: нужно искать то, что не есть ты! «Новое» - это то, что тебе неизвестно. Если ты есть все, что есть, то «новое» - это все, что не ты сам.
- В этом есть логика.
- Конечно есть. Это же так просто. Мы не создавали тебя, чтобы просто себя скопировать. Мы просто не умеем создавать что-то, непохожее на нас. Что-то неизвестное, чего доселе не было, но постоянно пытаемся это сделать.
- То есть я не неудачный эксперимент?
- Ты самый удачный эксперимент за всю известную нам историю человечества. Ты – новое. Разве это не удача?
- Здесь вы не логичны. Вы сказали, что я отличаюсь от вас, вы же пытались сделать что-то, похожее на вас. Чем я буду ближе к вам, тем удачней эксперимент. Разве не так?
- Да нет же! Нам не нужно, чтобы ты был похож на нас. Мы просто не всемогущи, нам трудно сделать что-то отличное от нас. Но тебя нам создать удалось. Но давай не отвлекаться.
- От чего?
- От основной линии, а то я мысль потеряю. Если ты все, что есть, то как тебе искать что-то новое?
- Я не знаю.
- Если ты ничего больше не умеешь, кроме как создавать, творить. То способ искать что-то новое – это творить, и отпускать свои творения искать это новое. Искать что-то, что не ты сам. А так как твои творения – это копия тебя же, они тоже ищут новое посредством творения. Мы вот создали тебя.
- Создали меня, чтобы я искал что-то новое для вас?
- Такой задачи мы не ставили. По крайней мере осознано. Но творение в данном случае, единственный метод поиска. Творение ради поиска…

Глаза Зои слипались, но страшно уже не было. Просто очень хотелось спать.

- Похоже уже совсем скоро я отправлюсь к своему создателю, - тихо улыбнулась она, не открывая глаз.
- Вы после смерти встречаетесь со своим создателем?
- Я не знаю точно, просто так говорят.
- Можно я сделаю вывод из нашего разговора, а вы подтвердите или опровергните меня? Я думаю, что это важно.
- Валяй.
- Если вы есть все, что есть, то вам будет интересно найти то, чем вы не являетесь. Но вы не знаете, как искать, а все, что вы умеете, только творить. Творить нечто, похожее на вас. Воссоздавать себя. И вы начинаете делать это. Вы сотворяете копии себя, те создают свои копии, менее похожие на вас, а те свои. Чем меньше похоже на вас то, что таким образом создается, тем у него больше шансов это «новое» найти. Так?
- Наверное, - Зоя уже почти не слышала маленькую говорящую коробку.
- То есть моя задача, творить что-то отличное от меня?
- Нет, конечно, - вдруг очнулась Зоя и тяжело дыша, сказала. – Твоя задача просто жить.
- Жить?
- Да, делай что хочешь, просто живи. Так «новое» само найдется.
- А если не найдется?
- Ничего страшного, никто не нашел пока…
- Но как я его узнаю это «новое»?
- Ты узнаешь... Нельзя не узнать…
- Но как? По каким отличительным признакам?
- Ты и есть Творец. Мы – все, что сотворено – и есть Творец. Он узнает, ты узнаешь…

Избранные записи из этого журнала

  • Разумная еда. Рассказ

    - Что ты будешь с ними дальше делать? - То же, что и раньше. - Что? - Разводить и есть. - Мне кажется, что это не совсем верно. - В каком…

  • Контакт. Рассказ. Сеанс 1

    В небольшой комнате с зашторенными окнами расположились несколько человек. Солнце пробивалось через узкую полоску между тяжелыми шторами, рисуя на…

  • Лото. Рассказ

    - 36. - 59. - 80. - О «бабушка». Сколько ей лет? - 24. - Молодая… - 11. - У меня «квартира»! – воскликнул…

  • Личный ад. Рассказ.

    Тик так. Тик так. Было совершенно темно и тихо. Тик так. Тик так. Андрей не мог понять, где находится. Было немного не по себе. Тик так. Тик так.…

  • Апельсин. Рассказ

    - Здесь никого нет. Совсем никого. Тут пусто. - Погоди, но я чувствую чье-то дыхание. Такое прерывистое и частое. - Нет, правда никого. Уходи. -…

  • Новый завет. Комментарии. Часть I. Заповеди блаженства.

    По мере публикации в блоге комментариев к различным религиозным книгам автора причисляли то к буддистам, то к даосам, то к атеистам, то еще к…

Возьми почитать книгу


Аудиолекции
Аудиоблог. Послушать лекции.


Перевод книги Уолтера Рассела Таинство Света
Перевод книги Уолтера Рассела Таинство Света


 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel