freebreath_ru (freebreath_ru) wrote,
freebreath_ru
freebreath_ru

Categories:

Что такое Просветление?

lotos2
Просветление, озарение, осознавание, пробуждение, сатори... Тысяча имен, ни одно из них не выражает сути, как невозможно выразить бесконечное конечным. Что же это такое, к чему стремятся многие? Автор сам попал в эту волну еще в начале 90-х годов, когда восточная философия хлынула на постсоветское пространство. Знает ли автор, что такое Просветление? Нет. Может ли он объяснить, что это? Нет. Может ли автор указать, чем Просветление не является? Да, это задача достижимая, ею и займемся.


Многие из нас считают, что стали на путь духовного развития. Мы стали изучать какие-то книги, священные писания, ходить на лекции, посещать практические занятия. Мы на пути к Просветлению. Но что это? На пути к чему мы? На этот счет существует тысяча теорий. Как выбрать из них верную и идти к ней самым коротким путем?

Духовное развитие предполагает, что мы к чему-то стремимся. Путь даже сами не понимаем к чему, но у нас есть стремление. Мы поставили себе цель и идем к ней. Каждый день мы испытываем страдание, обусловленное тем, что цель еще не достигнута. Страдание растет со временем, перерастает в недоверие. Может учитель неправ? Может мне нужно сменить учителя? Может практика, которой я занимаюсь неверна? Может я не достаточно усердно занимаюсь? Задавшись любой целью, мы испытываем страдание, пока эта цель не достигнута. То есть вчера мы жили спокойно, и ничего особо не хотели. А сегодня нам нужно духовное развитие: «Я уже на стадии пчелы, скоро следующая стадия. Мне нужно торопиться, усерднее читать мантры, изучать сутры, медитировать…».

Иногда, чтобы объяснить себе свои неудачи, мы говорим, что за одну жизнь достичь такой цели не удается. Даже Будда потратил на это не одну жизнь, куда уж нам. Мы неудачники. Страдаем дальше.

Таким образом вчера, когда о духовном развитии мы ничего не знали, мы жили куда как спокойнее. Мы не хотели никакого развития, не стремились к Просветлению. Это не было для нас проблемой. А теперь это проблема. Таким образом вчера мы были счастливее, чем сегодня. А завтра будем еще более несчастны, так как Просветления своего мы так и не достигли. То есть, пытаясь обрести что-то новое, мы потеряли что имели – покой.
Земля и небо бессмертны:
Ничего не ищут для себя.
Поэтому нет приближенья к концу.
Мудрый держится в тени,
Оттого светел.
Для себя жаждет одного:
не иметь желаний.
Такая жажда утоляется вечностью.
[Лао–Цзы. "Дао Дэ Дзин"]

Духовное развитие предполагает, что сегодня мы не обладаем чем-то, что нам необходимо. Мы стараемся развиваться духовно с мыслью, что завтра мы будем другими, например, более добродетельными. Завтра мы будем лучше, чем мы сегодня. Завтра наша жизнь изменится, и мы сможем искупить грехи, которые совершили вчера. Завтра – вчера. А где «сегодня»? Мы живем здесь и сейчас. Вчера безвозвратно ушло, оставив след в нашей памяти. За пределами нашей памяти оно не существует. Несмотря на хроники, видеозаписи и тому подобное «вчера» у каждого свое. Вчера – это личное переживание каких-либо событий. Набор условных рефлексов, которые сработают завтра в похожих обстоятельствах. Завтра… Это недостижимое завтра, когда мы наконец станем лучше. Завтра я буду добродетельней, богаче, вылечу почки наконец. И это «завтра» никогда не наступит. Оно не свершится. Мечта тем приятней, чем она недостижимее. Ожидание праздника лучше, чем сам праздник. А как же «сегодня»? Между вчера и завтра мы совсем забыли про сегодня. Мы стремимся к духовному развитию, которое даст нам результат – Просветление – завтра. А если я скажу, что завтра не наступит? Завтра мы не будем духовно более развитыми, чем сейчас. Завтра – недостижимая фикция. Так называемое духовное развитие, лишь очередная концепция того, как завтра я буду жить лучше, чем вчера. Нечего достигать, некуда развиваться.

Нет неведенья, нет избавленья от него,
Нет старости, нет смерти,
Так же нет от них и избавленья,
Нет страданий, нет и их возникновенья,
Так же нет и достиженья,
Так как нечего достигнуть.
[Сутра Сердца Праджня-Парамиты (Совершенства Запредельной Мудрости)]

Стремление к чему-либо, чего у нас сегодня нет, дает нам страдание. Стремление к «лучшему завтра», богатству, духовному развитию, Просветлению и так далее мучает нас. Мы затуманены нашими желаниями. Никто никогда не затемнялся, чтобы просветляться. Никто не засыпал, чтобы пробуждаться. Никто. Мир существует сегодня и сейчас, без ошибок прошлого – вчера, без бесконечных устремлений – завтра. В этом и есть суть тишины и покоя. Не желай. Не желай ничего, просто остановись. Не существует никакого духовного развития. Любое развитие суть – активность. Попытка получить что-то, чего сегодня у нас нет. Активность порождает неудовлетворенность отсутствием этого чего-то. Неудовлетворенность затмевает разум. Разум также затмевает зависть к учителям, которые уже достигли. Не желай, остановись в пустоте, и ты увидишь, что достигать нечего. А главное, достигать некому.

Будда достиг этой пустоты, этого небытия. Две недели, в течение четырнадцати дней без перерыва, он сидел в безмолвии, неподвижно, молча, не делая ничего. Говорят, что даже божества встревожились — очень редко случается, чтобы кто-нибудь стал такой абсолютной пустотой. Все его существо ликовало, и тогда божества явились.

Они поклонились Будде; и они сказали: «Ты должен прервать молчание, рассказать, чего ты достиг».

Говорят, Будда засмеялся и ответил: «Ничего я не достиг; наоборот, из-за этого ума, который вечно старается чего-нибудь достичь, я все и упускал. Я ничего не достиг, это не достижение; как раз наоборот — достигающий исчез. Меня больше нет, и, заметьте, как это прекрасно, — когда я был, я был несчастен, а когда меня не стало, все — обратилось в блаженство: блаженство изливается и изливается беспрерывно на меня, вокруг меня, повсюду. И теперь исчезло страдание».
[Ошо. "Пустая лодка"]

Просветление, это всего лишь еще одна концепция, идея, коих тысячи и миллионы. Она ничем не лучше, чем любая другая концепция. Мир не концептуален, он существует за рамками идей. Мир не обладает характеристиками. В нем нет иерархий, и вообще какой-либо структуры. Это все иллюзии. Мир даже не пустотен, так как пустота, в ее обычном понимании, это отсутствие чего-либо. В мире ничего не отсутствует и не присутствует. Он просто есть. Он здесь и сейчас. Вы и есть этот мир.

Я искал во всех знаниях и не только не нашёл, но убедился, что все те, которые так же, как и я, искали в знании, точно так же ничего не нашли. И не только не нашли,  но ясно  признали, что то  самое, что  приводило меня  в отчаяние --  бессмыслица  жизни,  --  есть  единственное несомненное знание, доступное человеку.
[Л.Н. Толстой. "Исповедь"]

Tags: покой, просветление, сатори, смысл жизни, страдание
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments