freebreath_ru (freebreath_ru) wrote,
freebreath_ru
freebreath_ru

Category:

Дао-Дэ-Цзин. Комментарии. Часть 3. Неравенство.

Промолчал о Дао – выразил пустоту. Кому сейчас нужны книги и материалы о духовном, если в нашей жизни столько проблем вполне материального характера? Однако Дао-Дэ-Цзин представляет собой не столько духовный либо философский текст, сколько набор вполне практичных рекомендаций, которые можно наложить на наше повседневное существование. Поэтому мы снова возвращаемся к тексту этой замечательной книги.

Данная статья, уже третья в цикле, и по сложившейся традиции посвящена только одной главе Дао-Дэ-Цзин. Всего глав в книге 82. Учитывая большой объем информации, заложенной в каждом слове книги, автор комментариев не уверен, что ему вообще удастся дойти до конца. Однако нет цели в том, чтобы прокомментировать всю книгу. К ней стоит возвращаться по настроению, не пытаясь «проглотить» ее всю в том стиле, в котором мы обычно читаем книги.

А настроение сейчас как нельзя лучше подходит к тому, чтобы обратиться к третьей главе Дао-Дэ-Цзин. Последние события в мире, множество геополитических и откровенно военных конфликтов, экономическая стагнация, нестабильность и гражданские войны, вселяют в нас чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно в третьей главе в весьма краткой форме поясняются истоки большинства сегодняшних проблем общества. Данная тема уже поднималась в нескольких статья в блоге, поэтому прежде чем ознакомиться с третьей частью комментариев автор весьма рекомендует посмотреть следующие материалы:
И конечно же рекомендуется ознакомиться с первыми двумя частями комментариев:
Итак, третья глава Дао-Дэ-Дзин.

ТРИ
Уйдут кумиры – народ забудет ссоры.
Пропадут деньги – вор утратит искусство.
И кумир не воскреснет, потому что цена умерла.
Тогда погаснет зависть – ремесло души.
По этой причине заботливый государь наполняет желудки,
опустошает сердца,
гасит трепет желаний, укрепляет плоть.
Потому говорю:
Наука – дитя страсти и перемен
и не имеет потомства.
Странствие не знает науки.
Странник не знает открытий,
Спокоен и светел.

Мы существа социальные. Это означает, что большинство из нас существует не столько как индивидуальная и абсолютно независимая личность, сколько как ячейка общества, зачатую ставящая интересы этого общества выше своих. Так как общество не однородно, все не могут хотеть одного и того же, внутри оно делится на социальные группы. Это могут быть группы по интересам, по родственным связям, по работе и так далее. Мы являемся участниками подобных групп, зачастую непостоянными.

На работе мы часть коллектива. В офисе, на предприятии, в шахте, космосе – не важно. Зачастую рабочий коллектив также неоднороден и делится на подгруппы. Иногда по отделам и управлениям организации, иногда по половому признаку и так далее. Как правило границы таких групп внутри рабочих коллективов несколько размыты и допускается переход из одной группы в другую, либо участие в нескольких группах одновременно. Другой характеристикой рабочего коллектива является его иерархичность. Существует состав руководителей организации – менеджеров – имеющих в рабочем коллективе более высокий статус и позволяющий диктовать свои решения нижестоящим сотрудникам. Повышение социального статуса в рабочем коллективе именуется карьерным ростом, и зачастую является той самой морковкой, ради которой люди готовы работать и перерабатывать до нервных срывов. Повышение социального статуса одновременно означает увеличение потока материальных благ: зарплаты, премий, льгот, взяток и т.п. – морковка намазана медом. Однако не всем удается карьерный рост, существуют интриги, заговоры, низкая объективность со стороны менеджеров, не замечающих вашей эффективности. Однако смена рабочего коллектива, то есть смена места работы, зачастую связана с серьезным стрессом и люди готовы немного потерпеть несправедливость либо другие неудобства, которые они испытывают в коллективе, лишь бы не получать такой стресс. Итак, в качестве промежуточного вывода обобщим признаки социальной группы:

  • размытые границы,

  • преобладание общих интересов над личными,

  • иерархичность управления,

  • интерес к повышению социального статуса в группе,

  • смена группы сопряжена с трудностями.

Вторым примером социальной группы является наша семья. Ее границы менее размыты, чем у рабочего коллектива, так как круг родственников в целом определен. Мы можем меньше общаться с родственниками, которых мы не любим, но они все равно останутся нашими родственниками. Также общие интересы преобладают над личными: мне бы хотелось полежать на диване, но нужно заняться наполнением холодильника либо помочь ребенку с уроками. Также существует иерархия управления, но миграция социального статуса в группе как правило связана с потерей одного из участников группы – его смертью, поэтому затруднена и растянута во времени. И наконец смена группы также возможет – развод или уход из дома, но сопряжен с еще большими потрясениями, чем смена места работы.

И наконец, с завершение темы, затронем такую социальную группу как государство. Все мы, хотим ли мы этого или нет – граждане своей страны. Границы такой группы определены на уровне закона. Общие интересы явно преобладают над личными, так как нам приходится платить налоги, служить в армии и т.п. Чтобы нам это не было в тягость СМИ постоянно напоминают нам о патриотизме и долге, объясняя зачем мы это делаем. Безусловно существует иерархичность управления – бюрократический аппарат государства, в некоторых случаях (да что там, во всех) неимоверно раздутый. Чиновников ненавидят все, кто ими не является. Безусловно существует интерес к повышению статуса в такой группе. Достигшие высших статусов иногда получают неприкосновенность, что лишь подчеркивает важность их карьерных достижений. И наконец смена такой группы – переезд в другую страну, сопряжен с массой трудностей, и как правило производится в молодом возрасте. Люди старшего поколения могут сменить государство только в крайнем случае, когда идет война, либо их преследуют по коммерческим, политическим либо другим мотивам.

Перечислять социальные группы можно долго. Зачастую мы сами не замечаем, что можем являться участником той или иной группы. Мы считаем это нормальным, нас так воспитали с детства. Статья начинается словами: «мы существа социальные». И автор комментариев сомневается, что найдется много читателей, которые бы восприняли такие слова с недоумением либо протестом. Но на самом ли деле это нормально? Давайте вернемся к описанию первой социальной группы – рабочего коллектива.

Границы социальной группы размыты. Это означает, что в социальной группе переменный состав участников – текучка. Нам на самом деле просто не нравится факт того, что чьи-то интересы преобладают над нашими. Даже если это оплачивается. Наступает момент, когда мы считаем ограничение своей свободы, а вступление в социальную группу – это и есть ограничение нашей свободы, недостаточно хорошо оплачиваемым. Ситуация – когда меньшинство управляет большинством, а точнее просто навязывает ему свои интересы, периодически приводит к социальным конфликтам и бунтам. Другими словами, мы живем в ситуации, когда нами все время помыкают. Даже если в одной группе мы занимаем лидирующее положение и сами навязываем свою волю другим, то в другой группе ситуация иная.

Домашний тиран. Автор Херлуф Бидсруп. Копия взята с сайта: herluf-bidstrup.ru

Мы испытываем чувство удовлетворения или даже счастья, когда кто-то другой выполняет нашу волю. Мы либо заставляем его это делать, либо просто навязываем свое мнение. В этом секрет борьбы за власть – место в иерархии социальной группы. Другими словами, мы испытываем счастье, если нам удалось ограничить свободу другого человека, то есть принести несчастье ему. Нормально ли это? Нормально ли жить, стремясь подавлять волю других людей?

Уйдут кумиры – народ забудет ссоры.

Источником конфликтов в социальных группах является навязывание воли меньшинством большинству. Мы постоянно находимся в состоянии конфликта, порой внутреннего, решить который пока мы находимся в социальной группе попросту невозможно. Мы добровольного ограничиваем свою свободу, подчиняясь воле другого человека. Чтобы подсластить пилюлю мы наделяем этого человека несуществующими способностями и умениями – создаем себе кумиров. Такой подход лишь немного помогает скрасить наши суровые будни, так как мы просто не представляем себе существование за рамками социальных ограничений. Однако если участие в социальных группах – ограничение свободы – является делом сугубо добровольным, то получается, что мы сами себе портим жизнь, проживая ее так, как нам бы не хотелось.

Пропадут деньги – вор утратит искусство.

Руководители социальных групп, создавая их и приглашая участников, попросту крадут нашу свободу. Однако мы готовы их слушаться в обмен на материальные блага сегодня, и обещание хорошей жизни завтра. При этом мы совершенно не замечаем факта того, что такие группы не дают нам материальных благ, а забирают наши. Нет смысла создавать иерархичную структуру управления, если нижестоящий уровень не будет приносить что-то вышестоящему.

Перераспределение материальных благ в социальных группах позволяет нам распределять труд как таковой. Один человек не может создать сам все, что ему необходимо для комфортной жизни. Над созданием одной шариковой ручки трудились сотни и десятки тысяч людей длительное время. Производились научные открытия в области химии, добыче полезных ископаемых, их транспортировке и переработке. Создавались производственные ячейки, транспортная инфраструктура, сбытовая инфраструктура и так далее. Казалось бы, в этом и есть причина удобства социальных групп и ограничений свободы.
Однако все ли так просто. Создавать шариковую ручку могло намного меньшее количество людей и с меньшими затратами. Пластик – самый популярный материал при создании шариковых ручек. В нем много компонент, но основным до сих пор является нефть. Люди каждый день убивают друг друга и совершают бесчеловечные акты насилия ради получения контроля за местами, где эта нефть добывается и перерабатывается. Так такую ручку вы хотите?

Себестоимость добычи и транспортировки нефти сегодня намного ниже, чем ее рыночная стоимость. Куда деваются деньги, которые мы переплачиваем?
Все дело в том, что руководителей социальных групп ваши проблемы никак не волнуют. Им все равно, что вам нечем писать. Они просто используют ваши потребности, чтобы удовлетворить свои. Втройне. Однако не спешите винить их в этом. Будете ли вы вести себя по-другому на их месте? Таким образом нижестоящий слой в иерархии кормит вышестоящие, наивно полагая, что все наоборот. Мы думаем, что ограничиваем свою свободу добровольно в обмен на материальные блага, а на самом деле мы сами же и оплачиваем свои ограничения. Зачастую жизнью.
Дутый авторитет. Автор Херлуф Бидсруп. Копия взята с сайта: herluf-bidstrup.ru

И кумир не воскреснет, потому что цена умерла.
Тогда погаснет зависть – ремесло души.

Любая социальная группа временна. Любые организации, коммерческие компании, государства и империи временны. Процессы глобализации – объединения социальных групп, приводящих к еще большему сосредоточению власти в руках еще более малых групп – бесперспективны. Пока на одном континенте создаются новые империи, на другом разрушаются старые.

Современные технологии коммуникации, контроля и управления общество не объединили. Хотя усилий в этом направлении было множество. Интернет из орудия управления массами превратился в орудие доставки правдивой информации. Появился такой термин как «информационные войны» - противостояние социальных групп в виртуальном пространстве.

Временность социальных групп в целом строится на том, что все временно. Все процессы имеют начало и конец. Со временем все разрушается и возрождается в ином виде. Все идеалы и материальные блага, которые вам могут предложить актуальные сегодня кумиры, завтра устареют. За ними устареют и кумиры. За ними придут другие, будут созданы новые социальные группы. Потеряв интерес к той или иной группе вы сами смените ее. В конце концов даже закрепленные законом границы государств не являются чем-то постоянным.

Но что в конце? Неужели мир все время будет развиваться циклически? Мир будет развиваться так, как мы сами того захотим. Если нам надоедят социальные группы, а пока судя по всему пока это не так, мы выдумаем что-нибудь другое.

По этой причине заботливый государь наполняет желудки,
опустошает сердца,
гасит трепет желаний, укрепляет плоть.

Нам с детства вбивают в голову, что слушаться – это нормальное поведение. Отсутствие послушания – грех. Нам внушают, что неравенство, классовые и кастовые системы – это нормально. Что воля руководителя – это наша воля. Что руководитель на работе, дома или в телевизоре, выражает прежде всего нашу позицию, а не свою. Просто он умнее, опытнее. Просто он наш кумир. Если этого недостаточно – он наш бог, ну или хотя бы наместник Бога.

Чтобы мы в этом не сомневались с «барского плеча» нам периодически что-то перепадает (наполняет желудки). Чаще всего это что-то у нас было отнято ранее, и теперь выдается обратно мелкими порциями. Вторым этапом утверждения неравенства в обществе является снижение среднего уровня образования. Если в России это ощущается не так серьезно, то в некоторых «развитых» странах это государственная политика пусть и не официальная (опустошает сердца). Тупая масса более управляема и задает меньше вопросов. Следующим этапом реализуется подмена понятий, когда волю руководителя мы воспринимаем как свою (гасит трепет желаний). И наконец, чем меньше мы думаем о бренности бытия, о вещах духовного характера, чем больше мы стремимся к карьерным достижениям, росту материальных благ, «большой американской мечте», тем легче нами управлять (укрепляет плоть). Человеком, которого не интересуют материальные блага, управлять невозможно, поэтому и проводится усиленная пропаганда богатого образа жизни, в кино, в книгах, по телевидению и т.д.
Потому говорю:
Наука – дитя страсти и перемен
и не имеет потомства.

Сколько бы вы не занимали руководящие должности вечным это не будет. Желание забраться вверх по карьерной лестнице, аналогично желанию постоянного роста материальных благ, не является вашим собственным. Это метод управления, реализуемый через мнимые ценности. Вопрос формирования мнимых ценностей занимал человечество всегда. Грамотные руководители находят болевые точки в вашем психологическом портрете, и давят на них. Например, для вас формируется картина светлого будущего. Будущего для вас лично в близкой перспективе, и будущего ваших детей в далекой.

Но как это прекратить, как решить проблему неравенства? Не нужно революций, манифестаций. Это все было уже много раз, приводило к колоссальным жертвам, но ничего не менялось. Причина в том, что неравенство на самом деле находится нигде, кроме вас самих. Как только вы сами станете руководителями социальных групп, вы тут же станете прилагать массу усилий, чтобы развить и преумножить как саму социальную группу, так и ваше место в ней. Вы будете стараться приумножить неравенство, потому что вами руководят ложные ценности и страсти, не ваши.


Согласно буддийским канонам причиной страдания, которое мы испытываем каждый день, это наши желания и неудовлетворенность в том, что мы их до сих пор не реализовали. Но нужно ли быть буддистом, чтобы это понять? Мы ставим себе цели, а в контексте статьи эти цели нам ставит кто-то другой, и прилагаем усилия к их достижению. Каждый, кто мешает нам достичь наших целей – наш враг. Все, что мешает нам их достичь, приносит нам страдание. Ложные цели зависят от времени и не являются чем-то постоянным (дитя страсти и перемен). Поэтому и социальные группы, помогающие нам достичь эти цели, также временны. Они трансформируются друг в друга, но со временем стираются полностью. Зачастую даже из учебников истории. Так стоит ли тратить на них время?

Странствие не знает науки.
Странник не знает открытий,
Спокоен и светел.

Если неравенство вас сегодня не удовлетворяет, не следует ждать, когда оно исчезнет само сбой. Не нужно бесконечно переходить из одной социальной группы в другую, ища справедливости. Не нужно творить насилие и разрушать социальные группы.

Ваша свобода с вами здесь и сейчас. Окружающее вас неравенство на самом деле не находится нигде кроме вас самих. Оно внутри вас. Не вы ли создали это общество, в котором есть социальные группы, насилие и неравенство? Если плоды этого труда вас не удовлетворяют, просто перестаньте это делать. Как? Единственное, что автор сейчас может вам предложить в ответ на этот вопрос, это продолжить читать Дао-Дэ-Дзин, может быть там есть ответ.

Tags: Дао, Дао-Дэ-Цзин, государство, свобода, страдание
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments